Регистрация

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

CAPTCHA
Адрес школы: г. Одинцово, микрорайон "Новая Трехгорка", ул. Кутузовская, д.11
Приёмная: (495) 989-24-64

МБОУ Одинцовская СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов

Преступность несовершеннолетних

Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе). Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Признаки, характеризующие предрасположенность групповой преступности в образовательном учреждении 
• Наличие в учреждении враждующих между собой группировок детей и подростков и конфликтов между ними.
• Факт появления “отверженных”.
• Групповые нарушения режима учреждения и групповые неповиновения.
• Уклонения от учебных занятий, собраний, воспитательных мероприятий.
• Распространенность азартных игр.
• Групповое употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ.
• Распространенность кличек.

Что же касается групповой преступности, то, безусловно, предварять работу по ее профилактике должны психолого-педагогические диагностики группы: социометрия, выявление лидера группы, изучения межличностных отношений в группе и пр. с целью:
- выявления асоциальных, криминальных групп, установление их внутришкольных и внешних связей;
- выявления роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
- выявления фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
- разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков.

Сегодня имеется два основных подхода по профилактике групповой и повторной преступности несовершеннолетних. Это создание альтернативной среды, вовлекающей юных правонарушителей в социально-полезную деятельность и индивидуальная работа (применение реабилитационных методик) с учащимся группы специалистов Штаба воспитательной работы: классного руководителя, социального педагога, школьного психолога.

Создание альтернативной среды с социально-полезной деятельностью связана с организацией положительно направленного досуга подростков, активное привлечение их к занятиям спортом, творчеством. 
• В подростковом, юношеском возрасте физические упражнения, занятия различными видами спорта способствуют активизации умственной работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия — эндорфинов. При этом резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов. Таким образом, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, вызывающее агрессию и создающее почву для повторных правонарушений.

Поэтому для данной группы учащихся необходимы регулярные занятия физкультурой и спортом. Главное — найти такой вид спорта или комплекс упражнений для каждого, который доставлял бы удовольствие. В этом случае хорошая физическая форма поможет удовлетворить определенные социальные, интеллектуальные и духовные потребности, а не будет самоцелью и навязчивой идеей. В приобщении детей и подростков к спорту очень большое значение имеет положительная мотивация ребенка к занятиям, которая создает успех, достигнутый в спортивных соревнованиях. Поэтому оздоровительная работа в школе с использованием средств физической культуры и спорта должна проводиться с учетом важной роли соревновательности в ходе спортивных занятий. 

• Правовое просвещение и воспитание детей и подростков. Достаточное проведение правовых бесед, организация работы клуба «Юные друзья милиции», просмотр видеофильмов – все это является действенной мерой профилактики.

• Одна из причин агрессивного поведения, конфликтных ситуаций и противоправного поведения подростков заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения, соблюдения социальных умений и норм поведения.

Разъяснение и привитие детям и подросткам навыков общения, разрешения конфликтных ситуаций могут оказаться весьма полезными и действенными воизбежания правонарушений. Способы достижения этого могут основываться на применении тренингов. Тренинговые группы могут быть различными по составу. Одна и та же тренинговая методика может быть адаптирована для малых (5-7 человек), средних (8-10 человек) и больших (11-15 участников) групп. Формы проведения тренингов различны:

Моделирование. Демонстрация примеров адекватного поведения, приводящая к достижению намеченной цели.

Ролевые игры. При применении этого метода подросткам предлагается представить себя в ситуации, требующей реализации их жизненного опыта, умений и навыков. Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они обучились в ходе моделирования.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. На тренингах внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло отражение в реальных жизненных ситуациях, которые содержали бы как можно больше элементов из реальной жизненной обстановки.

Для подростков, состоящих на профилактическом учете, можно использовать как групповые, так и индивидуальные коррекционные методы. В целом в пользу групповых форм работы свидетельствуют: общие законы формирования групп, соответствующие принципам естественного построения структуры подросткового коллектива с присутствием лидера, «экспертов», группы поддержки; приобретение подростками опыта положительного социального взаимодействия, закрепление социально одобряемых или хотя бы социально допустимых форм межличностного контакта в группе и на межгрупповом уровне; подростки получают от других членов группы необходимую им поддержку; группа способствуют личностному росту, в ней легче выражать свое эмоциональное состояние, усваивать новые модели поведения, в том числе и в процессе взаимодействия с руководителем группы (психологом, социальным педагогом).

• Установление контакта с семьей учащегося, совершившего рецидив или входящего в группу юных правонарушителей.
Задача педагога в данном случае — быть наставником и советчиком для родителей. Родителей нужно ознакомить с основными аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны получить со стороны педагога грамотную психолого-педагогическую трактовку.

В большинстве случаев с родителями рекомендуется проводить специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайней мере, раз в неделю). Чаще всего для проведения групповых занятий в рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов (врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе. Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить социальный педагог, классный руководитель. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного телефонного разговора, но главное — поддерживать с родителями постоянный контакт.

Успех названных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних, глубокого знания и соблюдения принципов профилактической работы. В профилактике групповой преступности несовершеннолетних важно соблюдать требования принципа взаимодействия всех сил, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних.

Взаимодействие заключается:
- в своевременном обмене информацией между участниками профилактической работы о появлении криминальных личностей и групп;
- в совместной разработке планов по переориентации, разобщению и пресечению деятельности криминальных групп;
- в обеспечении совместного постоянного контроля за функционированием таких групп;
- в умелом использовании преимуществ каждой из взаимодействующих сторон.